История зарождения и становления автобренда Horch

Опубликовано: 27.08.2018

Как достигается такая, не запорошенная временем, популярность автомобильной марки? Нет-нет, удачного расположения звезд на небе здесь, должно быть, мало. Один из столпов германского автомобилестроения Аугуст Хорьх , будучи главой своей фирмы «A. Horch & Со.» , в начале 20-го столетия на своем же заводе вводит жесточайшую систему штрафов за возможные нарушения.

Опоздание от пяти до пятнадцати минут каралось изъятием 25 пфеннингов и далее — по возрастающей. Рабочий день — 15 часов. А сам хозяин? Он не только, говоря сегодняшним языком, был отличным менеджером, он был смелым конструктором и умелым банкиром: за два года нарастил капитал с 140 тысяч до 525 тысяч марок. Верно сказано: маленькое счастье — маленькая забота, большой успех — большая цена.

Философия истинного высококачественного продукта человеческого труда многогранна. Важна личность создателей, условия для их воспитания, эпоха, порой, исторический момент, своевременность традиции нации, ее менталитет, привлечение в страну прогрессивных научно-технических достижений, идеология, культура общества…

Да, созданию лучших автомобилей способствует благоприятная во всех отношениях среда, такая, как существовала в Германии. Но в Германии же одни автокомпании быстро и бесследно исчезли, а другие пережили войны, своих «родителей», взлеты и падения, даже собственную кончину, навечно прославив имя и родное отечество.

Большие, роскошные шестицилиндровые в 60 л.с. Horch из еще малоизвестного в автомобильных кругах восточногерманского Цвиккау, уже в 1906 году взбудоражили Берлинский и Парижский автосалоны. Да так, что султан острова Ява прибыл за одной из таких машин. Последний, как окажется, титан германского автомобилестроения, Август Хорьх всегда и при любых обстоятельствах своей бурной жизни стремился строить только величественные и хорошие машины из первоклассного материала. Так и повелось: модели большого и среднего класса (даже при вхождении в концерн Auto-Union) были прерогативой Horch.

Долгое время они соперничали на равных: преуспевающий Mercedes-Benz и процветающий Horch . Horch выигрывал в цене — был дешевле. Конкурентная борьба двигала прогресс в каждой компании. Эти крепкие автомобили были одинаково обласканы немецким генералитетом и политическим бомондом. Их роднили талантливые создатели, мигрировавшие из одной фирмы в другую, при более выгодных условиях. Пауль Даймлер (сын легендарного Готлиба) в 1922 году, проработав главным конструктором на отцовском Mercedes , перешел на Horch . В конце 20-х его сменил молодой, талантливый Фирц Фидлер, успевший послужить и BMW Дизайнер Герман Аренс, работавший над кузовами, начнет с Horch. а закончит на Mercedes-Benz.

Все свободные конструкторы, приходившие на Horch, совершенствовали крепкое наследство гениального конструктора-родоначальника, того самого «авантюриста и фантаста», как его называли в автомобильных кругах, который еще в начале 20-го столетия выдвинул идею создания несущего кузова. Он оставил своим последователям опыт применения высоколегированной стали, верхних клапанов, четырехступенчатых коробок передач, универсальных самосмазываюших карданных шарниров.

Вместе с известным изобретателем Арнольдом Цоллером придумал и запатентовал модуль, двигатель — охлаждение — коробка передач — рулевое управление — система педалей, таким образом, предвещая появление интегрированного автомобиля. Главной заслугой Даймлера является, пожалуй, то, что он поддержал устремление технического директора Венера перевести производство на конвейерный метод сборки.

Не применили бы они в 1926 году эту новую технологию и не пережил бы Horch тяжелый кризис, поразивший Европу в конце 20-х годов. На 35% сократились производственные затраты благодаря конвейеру и новому оборудованию. Продлил жизнь Horch и молодой Фидлер. Его усовершенствованный 8-цилиндровый без одного распредвала 5-литровый двигатель будет применятся до 1939 года.

Horch 30-х соответствовал высоким техническим стандартам того времени: сдвоенные карбюраторы, гидравлические амортизаторы на всех колесах, тормоза с вакуумным усилителем, 4-ступенчатые коробки передач с синхронизаторами на 3-х ступенях (просто редкость того времени). Но будем иметь ввиду: большое количество комплектующих прибывало из Америки (амортизаторы, система смазки, рулевой механизм…). Небольшие, легкие, но уже надежные экипажи конца 19-го — первых лет 20-го века Августа Хорьха , своенравного и напористого, к первой трети ушедшего столетия превратились в солидные, особо прочные, роскошные лимузины, стоящие в одном ряду с Rolls-Royce , Lincoln и, естественно, с Mercedes- Benz.

Horch-670 — наиболее знаменитый, сложный и редкий. Он был огромен, этот 2-дверный кабриолет: более 5 метров длины, из них половина — капот и багажник. При весе 2,5 тонны, он плавно разгонялся и легко управлялся. Мог унестись со скоростью 129 км/ч, но при этом на 100 км ему требовалось 26-30 литров топлива. Это первый 12-цилиндровый 120-сильный Horch. На автосалонах Берлина и Парижа 1931 года он был неотразим: коричневый верх, сафьяновая отделка — тонкая козья или овечья кожа ярких тонов.

В Лоззане на конкурсе автомобильной красоты он получит Prix d’Honneur (особая почесть). С 1931 по 1934 год построено приблизительно (точных данных не сохранилось) 54 — 670-х и 20 — 600-х машин. На Женевской выставке 1932 года блистал седан-кабриолет в серебристых тонах (цвет рыбьей чешуи). Там же предстал темно-красный, более традиционный 4-дверной Pullman — лимузин.

Самой спортивной называют модель «853» (1936-1939 г. В.) с обычным рядным 8-цилиндровым двигателем, переживавшим тогда расцвет, с кузовом кабриолет. При своих 2,3 тонны, машина развивала скорость 145 км/ч. Варианты этой модели («850», «851», «951») имели туристическое предназначение, у них была удлиненная колесная база — 3,78 м, они оказались мощней, но тяжелей. Хотя автомобили считались очень дорогими, а, значит, сверхпрестижными (модели «500» и «780» — скромнее и дешевле), все они пользовались повышенным спросом.

Всегда неудовлетворенный жизнью, энергичный, талантливый немецкий инженер Август Хорьх, создав свое автопроизводство в последний год 19 века, отправил в почти полувековой пробег автомобили, которые не оставляют равнодушными граждан 21 века.

Само имя мировой марки закручено в многоликую историческую цепочку. Ее рисунок таков. Первородным от 1902 года является собственно Horch. Спустя 7 лет своенравный отец вынужден оставить первенца акционерам и породить близнеца с этим же именем, но в переводе на латынь: Audi. В 1932 году обе самостоятельные компании вместе с двумя другими (Wanderer и OKW) вливаются в одну: Auto Union, которой суждено прожить до 1945 года. В 1966 году здесь возрождают одно из детищ Августа Хорьха — Audi, но владеет им уже Volkswagen. За эти годы марка Audi становится одной из самых престижных.

И вот наступает час второго рождения первенца: Audi получила право на использование торговой марки Horch. Можно не сомневаться, что транснациональный концерн Volkswagen осуществит выпуск нового Horch — лимузина класса «люкс», естественно с 12-цилиндровым бензиновым двигателем.

rss